alice_80 (alice_80) wrote,
alice_80
alice_80

Идёт коза рогатая за малыми ребятами

В МАМТе премьера оперы чешского композитора Леоша Яначека в постановке Александра Тителя.
На заднике узкая полоса водопада, во всю ширину сцены - огромный ствол поваленного дерева. Художник - Владимир Арефьев, известный практически по всем постановкам в МАМТ. Перед нами жизнь чешской деревушки. Жители потрошат гусей, переносят мешки с картошкой, прядут. Маленькая девочка выгуливает настоящую козочку, сорвав аплодисменты зала. В деревне праздник – чешский пир, немного в стиле Кустурицы: песни, пиво, танцы, музыканты.
Енуфа ждёт ребёнка от Штевы, но он не хочет жениться, выбирая себе лучшую партию. Брат Штевы – Лаца, любит Енуфу, но не готов взять её с ребёнком. Посему мачеха Енуфы – Костельничка – тайком топит бедного ребёнка в проруби. Правда «всплывает» на свадьбе Енуфы с Лацей. Но, как бы, время уже всё расставило и наказало виновных.
Опера – жанр, конечно, трагический. Но почему Александр Титель выбрал для постановки именно «Енуфу»? Ведь сюжет совсем несовременный. Ну, кто сейчас закидывает камнями всей деревней, или бежит от позора, когда отец ребёнка не хочет жениться?..
Причём поставлено настолько талантливо, что смотрится на одном дыхании, как какой-то захватывающий триллер. Может быть, дело в том, что в кои-то веки всё понятно: опера на русском языке, у артистов прекрасная артикуляция, да ещё и субтитры на двух языках.
Но ведь и смысл уводит в глубины веков, в библейские сюжеты. Вот Каин с Авелем: Лаца пеняет бабушке, что та его не достаточно любила, по сравнению с братом Штевой. Вот молитва женщины, оплакивающей убиенного сына, принесённого в жертву человеческим порокам. И недаром последняя фраза оперы: «Да, это любовь. Наш Господь любит нас». И финальная картина – старинное фото из семейного архива.
Потрясающие артисты и голоса! Елена Гусева поёт партию Енуфы, как дышит, тонко, чувственно и глубоко. Звезда МАМТа - Наталья Мурадымова, бесподобна в образе мачехи Костельнички. Особенно вспоминается момент, где она пытается пробить сцену руками, как бы пытаясь достать из-подо льда ребёнка. Понравились эпизодические роли Инны Клочко (Каролка) и Дарьи Тереховой (Яна). Николай Ерохин прекрасно исполняет роль Лацы – не героического любовника, а малохольного ревнивца, исправляющегося лишь к концу, в свете истинной любви.
Получилось очень экспрессивное, целостное, красивое и живое оперное действо в художественном стиле Александра Тителя. И, несмотря на то, что оперное искусство – одно из самых элитарных, особенно в нашей стране, «Енуфу» сможет оценить даже самый неподготовленный зритель. Это опера, на которой не хочется спать.

Королева Мария
фото: Илья Долгих

За приглашение спасибо МАМТ, соцсети: https://www.facebook.com/stanislavskymusic, https://www.instagram.com/stanmus/?hl=en, https://vk.com/musictheatre;
и сообществу moskva_lublu
Tags: mamt, moskva_lublu, Енуфа, премьера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment